Карьера или любовь?

«Виктор Фогель — король рекламы» (Германия)

Александр Шеер, Чулпан Хаматова
Кадр из фильма.

Приняв «на ура» в 1999 году творение Тома Тыквера «Беги, Лола, беги», широкая аудитория в России не имела доступа к новинкам немецкого кинематографа.
Но вот появилась молодежная комедия немецкого режиссера Ларса Крауме «Виктор Фогель — король рекламы». Прошедшая во многих странах, для России она — если не откровение, то средство пошатнуть стереотипы «кино с попкорном». И дело здесь не только в участии звезды Чулпан Хаматовой (она сыграла главную женскую роль). Герои «молодежной комедии» — не материализовавшиеся Бивисы и Баттхеды из «Американского пирога», а люди более взрослые, получившие образование и пытающиеся начать строить собственную карьеру.
Они смеются не над сказанным вслух словом «секс», а над людьми, штампующими свои идеи, как банкноты. Классическая формула «не в деньгах счастье» зазвучала особенно актуально в контексте фильма «про креатив, промоушн и копирайтинг» (как гласит реклама).
И снят фильм не по-голливудски. Здесь нет отработанности и приглаженности, придающей картинке искусственность. Киносъемка время от времени сменяется любительской. При этом в те моменты, когда это происходит, основной сюжет как бы приостанавливается и герои начинают заглядывать в самих себя. Здесь есть и анимация, правда, не так много, как в «Беги, Лола, беги», и мгновенные наезды и отъезды камеры при переходе от одного эпизода к другому.
Дилемма, с которой столкнулся главный герой фильма Виктор Фогель (Александр Шеер), — выбор между успешной карьерой креативного директора крупного рекламного агентства и возлюбленной. Он получит место на фирме, если проведет рекламную кампанию фирмы Opel, украв идею своей девушки Розы (Чулпан Хаматовой).
В России тема вхождения в сферу индустрии более чем актуальна. Мы совсем недавно шагнули в тот мир, где можно (да и нужно) продавать свои идеи за деньги, и нам еще только предстоит определить, где должна проходить граница между разумом и чувствами. В ком-то коммерческая жилка еще не проснулась, и он витает в облаках поэзии и любви без копейки денег в кармане. В ком-то, наоборот, инстинкт деляги слишком быстро взял верх над романтическими представлениями, и он, как и Виктор Фогель, выдает чужие идеи за свои и проворачивает удачные сделки.
Однако Виктор Фогель не совсем законченный прагматик — он мечется между благополучием финансовым и душевным...
Может быть, Ларсу Крауме эта тема показалась наиболее животрепещущей, потому что он — выходец из Восточной Германии, которая не намного раньше, чем Россия, стала вникать в правила игры капитализма?..
У старшего поколения зрителей в фильме тоже есть свой персонаж — корифей рекламного бизнеса Камински. Его играет титулованный немецкий актер Гетц Георге. Многих в Германии удивило, что он согласился играть неглавную роль, но, видимо, это говорит о том, что Камински — не такой уж второстепенный персонаж. Сначала все идет по плану: Виктор Фогель появляется в агентстве, чтобы заменить устаревшего Камински, зритель уже рисует в голове картину смены поколений. Однако по ходу фильма герои меняются изначально присвоенными им ролями. Виктор и Роза возвращают «партнера» в молодость, когда и для него вдохновение не было конвертируемой валютой, а сами в конце концов принимают правила игры в бизнес: Виктор снимает рекламу по Розиному сюжету, Роза принимает деньги за авторские права. И даже по такой перевернутой схеме смены поколений не происходит. Старое и новое мировоззрения соединяются под крышей фирмы Vogel/Kaminsky. Между двумя крайностями — корыстолюбием и романтической сентиментальностью — отыскивается золотая середина — свобода творчества, не обремененная финансовыми трудностями. Независимость оказывается тем необходимым условием счастья, которое ставит современность и перед старым, и перед новым поколениями.

Дарья Клинг
«Новая газета», № 53, 25 июля 2002 г.

 

 

Rambler's Top100


Hosted by uCoz